Сочинение ученицы 9"а" класса Анны Беляевой, победившее на конкурсе сочинений
среди учащихся образовательных учреждений
Центрального района Санкт-Петербурга,
посвященных 65-летней годовщине полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 годов

 

 

"Не стирают годы память лет…"
(о школе и семье в дни блокады)

 

 

Война - это страшное слово. Но нам, родившимся в мирные дни, не познавшим её тягот и лишений, трудно представить наш город Санкт-Петербург (Ленинград), лишённый света, тепла и воды, заваленный снегом, в пожарах, разрывах бомб и снарядов. Но все это было. Об этом говорят многочисленные материалы, посвященные войне и блокаде Ленинграда.

Я, Беляева Анна, ученица 9 класса гимназии № 157 Центрального района города Санкт-Петербурга, родилась в этом городе. С судьбой города неразрывно связаны судьбы моих родных, коренных ленинградцев, находившихся в блокадном городе и защищавших его на ближних подступах. В нашем доме много книг и фотографий, отражающих эти события.

Жизнь моей школы тесно связана с историей города. Война разрушила привычный ритм школьной жизни. Заставила учителей и школьников активно включиться в военные будни. Жизнь школы тех лет отражена в материалах школьного музея. Это стенды с фотографиями и рисунками, экспонаты военного времени, воспоминания учителей и учащихся.

Я попытаюсь воспроизвести ряд событий тех лет, связанных со школой и нашей семьей…

 

«За годом год мелькают даты, даты,
Все дальше, дальше страшные года.
Но все, что пережили мы когда-то
В сердцах и в памяти осталось навсегда».

Это строки из стихотворения бывшей ученицы 157 школы Елизаветы Добровой, награжденной в 4 классе, медалью "За оборону Ленинграда".

Лето 1941 года. Занятия в школе закончились. Учащиеся распущены на каникулы. И вдруг война… Все изменилось в один миг. Враг от западных границ быстро продвигается вглубь страны, стремительно приближаясь к Ленинграду. Руководство города принимает решение об эвакуации детей. В число отъезжающих 157 школы были включены ученики с 1-го по 5-й классы. Работу возглавил директор школы Петр Семенович Лесков. 

Второе июля 1941 года - день эвакуации школьников Смольнинского  района. Для детей 157-й школы было выделено четыре вагона. Из воспоминаний Н.А. Большаковой, учителя рисования: «Никогда не забыть минут отправки эшелона, просьб матерей сохранить их детей, прощальных слез…»

Этим детям повезло. Их вывезли в Ярославскую область, а затем, по мере приближения фронта, за Урал, в Сибирь. Там ребята и провели всю войну.    Но не все ребята покинули город Ленинград. 400 тысяч юных ленинградцев остались в осаждённом городе.
В помещениях 157-й школы с 1939 г. размещалась и  8-я специальная артиллерийская школа (8 САШ). В ней учились мальчики 14 – 17 лет. После эвакуации учеников 157-й школы будущие артиллеристы стали полноправными хозяевами здания.  В нашем музее целый раздел посвящен судьбам воспитанников 8 САШ. В первые месяцы войны они принимали участие в дежурствах, подготовке бомбоубежищ, в формировании школьных команд МПВО, патрулировании близлежащих улиц.

На занятиях в артиллерийской школе изучали математику, физику, химию, черчение, военное дело. Занятия включали знакомство с материальной частью орудий, работу с прицелами. В актовом зале проходили занятия по штыковому бою.
Кровопролитные бои на подступах к городу остановили врага. Но город оказался в кольце вражеской блокады. 30 августа была перерезана последняя железнодорожная магистраль (в районе Мги). Приближалась первая, самая жестокая, блокадная зима 1941-1942 гг.

В декабре занятия в 8 САШ прекратились сами по себе, остались только дежурства. Как вспоминает В.С. Битный, мебели почти не осталось, ее сожгли в буржуйках, жгли и паркет. Там, где буржуек не было, прямо на пол клали 2 листа кровельного железа и разводили костры. Лопнули трубы. Вода, протекая по лестнице, замерзла и превратила ее в ледяную гору. В раздевалку сносили трупы тех, кто не вынес голода и холода.

Наконец было принято решение о спасительной эвакуации. 8 февраля 1942 года спецшкольники покинули здание на Лафонской, 1.
«Спецы» уехали, а в октябре 1942 г. возобновились занятия в 157 школе, несмотря на холод, голод, обстрелы. К началу нового учебного года стали готовиться уже с весны. Учителя выявляли осиротевших детей, принимали участие в уборке города. Восстанавливали здание школы, делали печи, заготавливали дрова, разбирая деревянные постройки. Помогали учителям школьники, которые в октябре сели за парты.

Трудности школьного быта в блокированном  городе отражены в экспозиции нашего школьного музея: коптилка, лампа-ночник, буржуйка, декабрьская норма продуктового хлеба (125 гр), продуктовые карточки …

Фашисты хотели разрушить Охтинский мост и Смольный, поэтому бомбёжки и обстрелы были частными. Одна из бомб пробила крышу и перекрытия школы и застряла в подвале, не разорвавшись. Её извлекли и обезвредили сапёры.
Особым подарком для учеников был праздник Нового 1943 года. Ёлка была поставлена в актовом зале, украшена самодельными игрушками. Но как вовлечь ребят в хоровод вокруг елки? Ведь ребята разучились смеяться, прыгать, им трудно было даже ходить. Елена Константиновна подошла к каждому ученику, соединила их ладошки, и все стали водить  хоровод вокруг елки. Затем было чаепитие, и каждый получил небольшой сладкий подарок.

В 1942- 1943 учебном году школу закончили 6 человек.
Завершить рассказ о школе в дни блокады мне бы хотелось стихотворением Юрия Лосева, который в 1942 г. был учеником 6 класса нашей школы:

 «Мы всё любили –  все любили нас
Уроки, нашу пушку, стадион и танцы.
А было-то всего нам – ничего,
Но и тогда мы были ленинградцы.

А тем, кто где-то в чем-то отличились:
За зажигалки, за турнепс, но не за просто так
Медали ленинградские надели
На перешитый дедовский пиджак».

Многое о жизни города и людей, находившихся в кольце блокады, рассказала мне мая бабушка Беляева (Севзюк) Лариса Николаевна. Она проживала по адресу: улица Чайковского, дом 61, это второй дом от проспекта Чернышевского в сторону Таврического сада. Как и большинство детей её возраста, она ходила в детский сад. Он находился на углу улиц Чайковского и Гагаринской. Из довоенных воспоминаний бабушки: «Самое ужасное - это был обед, так как перед обедом нам давали ложку рыбьего жира и кусочек хлеба с солью. Никто не хотел пить рыбий жир». Не раз вспоминала это «угощение» бабушка, когда страдания от голода становились невыносимыми. Когда началась война, бабушке было 6 лет. Она попала в число детей, которые должны были покинуть город. Их поезд направился в старую Руссу. Из её воспоминаний: «поезд стоит в поле, что происходит- непонятно: вой самолетов, грохот взрывов, крики, плач.… В окно видны горящие по сторонам дороги хлеба, в воздух взлетают фонтаны земли. Через какое-то время появляются телеги, запряженные лошадьми. Нас вытаскивают из вагона, погружают в телеги и куда-то везут. К общему шуму присоединяется ржание обезумевших лошадей. Впереди видны горящие вагоны. Очень страшно…».

Только гораздо позже узнала бабушка, что это происходило вблизи станции Лычково в июле 1941 года. Часть детей погибла. Впоследствии в Лычково был создан музей, а погибшим детям установлен памятник.
Известие об этой трагедии быстро достигло Ленинграда. Многие родители выехали искать своих детей. Среди них была и мама моей бабушки. Она разыскала свою девочку в одной из деревушек вблизи Лычкова. Они вернулись в Ленинград, который еще не знал, что такое бомбежка.

Все 900 дней вражеской блокады бабушка со своей мамой находились в осажденном Ленинграде. Всю войну они тоже никуда не выезжали.

Первые массированные налеты на Ленинград начались в сентябре 1941 г. Восьмого сентября фашисты сбросили на город 6327 зажигательных бомб и 48 фугасных. 9-10 сентября немцы повторили воздушные атаки на город. В сентябре вражеская авиация совершила 23 налета. Возникло много пожаров и разрушений.  

Из воспоминаний бабушки: «горят Бадаевские склады. Из верхнего окна, с лестницы, хорошо видны дома и зарево пожара, которое поднялось высоко над домами. Не очень страшно. Пожалуй, даже интересно…».

Девочка Лара оказалась в детском саду на улице Восстания (у Озерного переулка). Очень хороший детский сад. Спальни находились в подвальных помещениях, чтобы не беспокоить детей во время бомбежек. Но оказалось, что это ненадолго. Ожесточенные бои на подступах к городу, многочисленные налеты и обстрел привели к появлению в городе большого количества детей-сирот. Детский сад на улице Восстания превратили в детский дом, а детсадовцев перевели в другие места.

Детский сад на углу проспекта Чернышевского и улице Чайковского стал новым домом для ребят. Во время бомбежек детей водили в подвал, где они находились вместе с жильцами дома.

Летом 1942 мою бабушку хотели передать в детский дом, так как ее мама, уехав на оборонные работы, не появлялась больше месяца. Кончилась продовольственная карточка, а ребенка надо было кормить. Накануне отправки появилась мама, обрадовались воспитатели, ребенок остался в детском саду.

Из воспоминаний бабушки; «Мама  нашлась. Она привезла мне подарок: две беленьких свёколки (каждая не больше леденца). Я съела их, стоя на лестнице около застывшего лифта. Никогда позже я не ела ничего более вкусного…». Осенью 1942 стало немного легче. Хотя налёты и бомбежки усилились, но на них стали меньше обращать внимание. Приближается новый 1943 год. Теперь мама Лары иногда брала ее домой.

Еще одной такой зимы, как зима 1941-42 годов, город не смог бы вынести. Руководство страны поставило перед войсками Ленинградского и Волховского фронтов конкретные задачи по прорыву блокады Ленинграда. Сложнейшая операция, под названием “Искра”, была проведена командующим Ленинградским фронтом Л.А. Говоровым и командующим Волховским фронтом К.А. Мерецковым. В результате активных боевых действий, преодолев Неву, войска двух фронтов соединились в районе Синявинских торфоразработок. Кольцо блокады было прорвано. Из воспоминаний бабушки: «Я была дома с мамой. Было холодно. Мы легли спать. В нашей большой коммунальной квартире, кроме нас, проживала еще одна соседка – Катюша (она работала в школе на Басковом переулке). Она подняла нас среди ночи и сообщила, что кольцо блокады прорвано. Мы все трое плакали и смеялись. Это было 18 января 1943 г.». Впереди было еще много трудностей и лишений. В боях по прорыву блокады у поселка Вороново пал смертью храбрых  мой прадедушка, Николай Платонович Севзюк.

Жизнь в Ленинграде начала постепенно налаживаться. Голод ослабевал, увеличились продовольственные нормы, улучшились бытовые условия, укрепилась оборона города.

Прорыв вражеской блокады стал начало нового этапа борьбы – борьбы за полное освобождение города от врага. Войска не прекращали активных боевых действий. День 27 января  1944г. стал днём полного освобождения Ленинграда от блокады. Спустя много лет ученица нашей школы блокадной поры Елизавета Федотова напишет:

Враг был разбит! И кончилась блокада,
И в город наш вернулась тишина,
За пережитое родному Ленинграду
Вручила Родина с почётом ордена!

Гремел салют над Невой. Весь город ликовал. Героическое противостояние и труд, лишения и борьба победили. Город выжил, вышел победителем в труднейшем бою. Победа досталась дорогой ценой, ценой многих жизней. И те, кто живут сейчас в мирном городе, всегда должны об этом помнить.